Механизмы трансмиссии стрелового крана КС-5363
11 декабря 2023
Механизм передвижения пневмоколесного стрелового крана КС-5363 представляет собой сложную систему, состоящую из электродвигателя, двухскоростной коробки передач и двух мостов: переднего и заднего.
Передний мост этого великолепного крана является управляемым, в то время как задний мост не поддается управлению. Оба моста соединены с коробкой передач карданными валами, обеспечивая надежную передачу мощности.
Мощность от карданных валов передается на главные конические передачи, которые затем передают эту мощность переднему и заднему мостам. Системы передач в обоих мостах абсолютно одинаковы.
Интересный факт заключается в том, что на общем валу с конической шестерней жестко посажена цилиндрическая шестерня, которая входит в зацепление с шестерней, жестко соединенной с корпусом дифференциала.
В корпусе дифференциала находятся четыре конические шестерни. Две из них жестко посажены на полуосях мостов, а две другие смонтированы на осях-консолях корпуса дифференциала.
Таким образом, при вращении шестерни корпус дифференциала также начинает вращаться вместе с шестернями-сателлитами. Эти шестерни находятся в зацеплении с шестернями, укрепленными на полуосях моста автокрана КС-5363, передавая мощность колесам.
Дифференциальное устройство обеспечивает возможность привода ходовых колес с различной частотой вращения при постоянной частоте вращения карданного вала.
Это свойство дифференциальной передачи находит свое применение при движении крана КС-5363 по кривым участкам дороги, где внешнее колесо проходит больший путь, чем внутреннее колесо, и, следовательно, требуется большая частота вращения для внешнего колеса.
Коробка передач крана КС-5363 -
это удивительный механизм, который служит для изменения скорости передвижения крана. Вал-шестерня соединен с электродвигателем и от него через правую шестерню отбирается мощность на промежуточный вал.На входном валу свободно, на шарикоподшипниках, посажены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с жестко посаженными на валу шестернями. При вращении вала-шестерни эти шестерни также вращаются. Мощность на вал от шестерни отбирается через зубчатую муфту, имеющую на этом валу шлицевую посадку.
Привод и управление зубчатой муфтой КПП КС-5363 -
гидравлические (механизм на рисунке отсоединен от картера коробки передач). При движении поршня, находящегося в гидроцилиндре, вправо или влево соответственно перемещается рычаг и через валик передвигает вилку, шарнирно соединенную с зубчатой муфтой.Вал с карданным валом заднего моста соединен непосредственно шарнирно. Мощность от вала к карданному валу переднего моста отбирается через зубчатую муфту.
При включении первой передачи зубчатая муфта соединяет шестерню с выходным валом и одновременно плунжер перемещает зубчатую муфту влево и включает передний мост КС-5363. При включении второй передачи зубчатая муфта соединяет с выходным валом шестерню. Одновременно плунжер перемещает муфту и отключает передний мост.
Для предотвращения включения электродвигателя механизма передвижения при невключенной передаче предусмотрена электрическая блокировка конечными выключателями.
Задний мост крана КС-5363 автомобильного типа и его основу составляет литой картер с прикрепленными к нему цапфами. Картер жестко присоединен к неповоротной раме болтами. На цапфах картера смонтированы на конических роликоподшипниках ступицы. На ступицах крепят ободы с шинами. Колеса получают вращение от главной передачи через полуоси.
Ходовые колеса заднего моста крана КС-5363 представляют собой тщательно разработанную систему, обеспечивающую безопасное и эффективное торможение. Колодочные тормоза, шкивы тормозов и тормозные колодки смонтированы с высочайшей точностью, чтобы обеспечить надежное торможение в любых условиях.
Торможение колес осуществляется от пневмоцилиндра через рычаг и кулак, что позволяет колодкам прижиматься к внутренней стороне шкива при повороте кулака влево. Корпус главной передачи крепится к картеру на шпильках, обеспечивая прочное и надежное соединение.
Тормозной шкив, тормозные колодки и рычаги шарнирно крепятся к картеру, а гидроцилиндр управляет включением и размыканием тормоза. Регулировка зазора между шкивом и тормозными колодками при разомкнутом тормозе осуществляется с помощью болта, обеспечивая оптимальную работу системы.
Главная передача включает в себя коническую и цилиндрическую шестеренную передачу, а также дифференциал с полуосями. Конические подшипники, шестерни-сателлиты и дифференциальная чаша создают сложную, но высокоэффективную систему передачи вращения, обеспечивая плавное и надежное движение крана.
Все эти элементы работают в гармонии, обеспечивая надежное и безопасное функционирование заднего моста крана КС-5363 в любых условиях эксплуатации.
Дифференциал -
это устройство, которое позволяет полуосям вращаться с различной частотой, что обеспечивает передвижение крана по кривым и изогнутым маршрутам. Когда кран движется прямолинейно, шестерни-сателлиты не вращаются вокруг собственной оси.На повороте внутренний радиус автокрана КС-5363 меньше внешнего радиуса, что приводит к тому, что внутреннее колесо проходит меньший путь по сравнению с внешним. Следовательно, частота вращения внутреннего колеса должна быть ниже, чем у внешнего колеса.
Это приводит к тому, что шестерня-сателлит начинает вращаться вокруг собственной оси, добавляя дополнительную частоту вращения полуосевой шестерне. Это увеличивает скорость пневмоколеса, связанного с этой полуосью.
Передний мост крана КС-5363 также имеет автомобильный тип. Главная передача переднего моста аналогична заднему. Однако передний мост является управляемым, что привело к некоторым отличительным конструктивным особенностям, таким как использование поворотного кулака для поворота колес в горизонтальном направлении и перемещения в вертикальном.
Механизм поворота пневмоколесного стрелового крана КС-5363 приводится в действие от гидроцилиндров через их штоки. Используются составные полуоси (наружная и внутренняя) с шарнирным соединением, что позволяет передавать крутящий момент колесам через полуоси при их взаимном пересечении под различными углами в заданных пределах.
Наружные ходовые колеса переднего моста автокрана КС-5363 не являются ведущими; они установлены на бронзовых втулках и свободно вращаются относительно внутренних ходовых колес. В тяжелых дорожных условиях наружные колеса соединяются с внутренними поводками, чтобы уменьшить сопротивление качению при прохождении крана по криволинейным участкам пути.
Приспособление для буксирования крана в прицепе с тягачом смонтировано на проушине ходового устройства и состоит из дышла, тяги, штыря и пружины.
Для установки приспособления на неповоротной раме крана КС-5363 был специально приварен кронштейн. На этот кронштейн шарнирно крепится рычаг, который в свою очередь соединен с дышлом через ось.
Дышло соединено тягой с поворотным кулаком переднего моста, при этом соединение осуществлено с помощью оси, а с дышлом - сферическим пальцем. Чтобы смягчить инерционные нагрузки, штырь подсоединен к дышлу через пружину.
Для поворота колес на кривых участках используется поворот дышла в горизонтальной плоскости. Для свободного соединения полостей гидроцилиндров разворота колес при транспортировании крана на неповоротной раме смонтирован вентиль.
Электрооборудование крана КС-5363 с многомоторным приводом постоянного тока состоит из дизеля и двух генераторов постоянного тока напряжением 220 В. Для питания электродвигателей лебедок и механизма передвижения используется электродвигатель ДК-303Б мощностью 50 кВт, который также выполняет функции генератора постоянного тока.
Для питания электродвигателя механизма поворота, цепей управления, возбуждения и освещения используется вспомогательный генератор П-62 мощностью 11 кВт. Этот двигатель также может быть питаем от главного генератора.
Кран КС-5363 использует электродвигатели постоянного тока кранового типа с повышенной перегрузочной способностью и механической прочностью. Для работы от внешней сети используется электродвигатель А02-72-4 переменного тока на 380 В.
Для пуска дизеля и питания его контрольно-измерительной аппаратуры, а также для питания цепей освещения и сигнализации, на кране установлены две аккумуляторные батареи напряжением 12 В; батареи подзаряжаются от отдельного генератора, вращающегося от дизеля.
Эти же батареи питают цепи стоп-сигнала и двух вентиляторов для циркуляции воздуха в кабине машиниста. Частоту вращения двигателя механизма поворота регулируют резистором.
Рабочую частоту вращения остальных электродвигателей регулируют путем изменения напряжения главного генератора, питающего двигатели, в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. Механизмами крана КС-5363 управляют с помощью командоконтроллеров.
Для пуска двигателя стреловой лебедки необходимо нажать кнопку и переместить рукоятку контроллера в положение «Вверх» или «Вниз», что соответствует подъему или опусканию стрелы.
При проведении монтажных работ с использованием крана КС-5363, необходимо остановить стрелу крана, переведя рукоятку в нулевое положение и нажав кнопку "Стоп". Управление механизмом поворота осуществляется с помощью командоаппарата и переключателя, который воздействует на вспомогательный генератор.
Для повышения точности наводки элементов при монтажных работах используют главный генератор и командоконтроллер грузовой лебедки. Рукоятку контроллера механизма поворота устанавливают в 5-е положение, а затем скорость регулируют контроллером лебедки.
Для поворота вправо рукоятку перемещают в положение, соответствующее подъему груза, а для поворота влево - спуску груза. Остановка механизма происходит путем перемещения рукояток обоих контроллеров в нейтральное положение. Совмещение движений при указанном регулировании скоростей не разрешается.
Управление механизмом передвижения КС-5363 осуществляется с помощью тех же аппаратов. Пуск и разгон двигателя производят через кнопку "Пуск" и рукоятку контроллера, плавно переводя ее из 1-го (меньшая скорость) в 5-е положение (большая скорость). Движение вперед или назад зависит от направления вращения рукоятки "Вправо" или "Влево".
Для изменения скорости движения с 1-й на 2-ю, необходимо установить рукоятку контроллера в нейтральное положение, поставить рукоятку коробки передач на 2-ю скорость, нажать кнопку "Пуск" и плавно повернуть рукоятку контроллера в необходимом направлении.
Для электрического торможения во время движения крана КС-5363, рукоятку контроллера переводят в нейтральное положение и последовательно нажимают первую кнопку - "Тормоз", а затем вторую кнопку и держат ее. Отпустив вторую кнопку, автоматически прекращается торможение крана.
Для смягчения действия динамического торможения при скорости движения выше 7 км/ч, предварительно подтормаживают кран с помощью гидротормоза (тормоза) и только после этого действуют второй кнопкой.
Для кратковременной остановки крана переводят рукоятку контроллера в нейтральное положение, нажимают кнопку "Стоп" и включают тормоз механизма передвижения.
В случае длительной остановки используют стояночный тормоз. Для работы при отрицательной температуре в кабине предусмотрена электропечь и обогреватели лобового стекла.