Выбор каната грузовой лебедки
Выбор каната грузовой лебедки для грузоподъемного крана.
Стальные канаты – это важная часть грузовых лебёдок и другого грузоподъёмного оборудования. Данные изделия широко применяются как в профессиональной деятельности, так и в быту. Канаты представляют собой стальные проволоки различного диаметра.
Структура и классификация канатов.
Стальные канаты для грузоподъёмных механизмов изготавливаются в соответствии с государственными стандартами ГОСТ 3241-91, ГОСТ 33710-2015 (МКС 53.020.20), а также международным стандартом ISO 16625:2013. Для изготовления изделий используют высокоуглеродистую сталь, благодаря чему они способны выдерживать большие нагрузки, при этом являются устойчивыми к коррозийному разрушению. Сами проволоки закручены вокруг сердечника с образованием прядей. Такие пряди тоже переплетены по отношению друг к другу, чем и образуют прочные канаты.
Стальные канаты классифицируются по следующим признакам:
- Назначение - изделия бывают грузовыми (маркировка Г) или грузопассажирскими – (ГЛ);
- Кратность витья - одинарное, двойное, тройное;
- Материал изготовления сердечника могут использовать пеньку, асбест, либо сталь;
- Механические свойства проволоки выделяют высшую – В, 1-ю – I, 2-ю – II марку;
- Направление витков в прядях - правое: в маркировке нет обозначения, левое: Л;
- Тип обработки проволок - оцинкованные для эксплуатации в агрессивных (С), жёстко агрессивных (Ж), либо особо жёстко агрессивных (ОЖ) условиях, а также без обработки – отсутствует обозначение;
- Способ плетения прядей - крестовые: отсутствует обозначение, односторонние: О;
- Тип витья - раскручивающееся: Р, нераскручивающееся: Н;
- Род витья - канаты могут иметь разное точечное и линейное касание (ЛК/-О/-Р/-РО, ТК, ТЛК).
Выбор канатов по применению.
Исходя из последнего критерия классификации (род витья), выделяют следующие виды стальных канатов, каждый из которых имеет своё применение:
- ТК. Данные модели практически не используются для интенсивно эксплуатируемых подъёмных механизмов. Они предназначены для незначительных (либо полностью отсутствующих) знакопеременных изгибов и пульсирующих нагрузок (расчалочных, временных лесосплавных креплений).
- ЛК-О. Канаты с утолщёнными проволоками в верхнем слое, имеют повышенную коррозионную стойкость, устойчивость к абразивному истиранию. Они широко распространены для подъёмных устройств на судах, лифтовых и шахтных сооружениях, канатных дорогах, кранах. Существуют восьмипрядные канаты ЛК-О, которые обладают повышенной гибкостью и стойкостью к износу.
- ЛК-Р. Данные модели характеризуются повышенным заполнением металлом поперечного сечения, благодаря чему они применяются для грузоподъёмных агрегатов с повышенной осевой нагрузкой. Канаты ЛК-Р предназначены для эксплуатации при воздействии агрессивных сред. Существуют модели с тройной свивкой, имеющие повышенную гибкость.
- ЛК-РО. Канаты с увеличенным количеством проволок, имеющие повышенную гибкость. Сравнительно толстые проволоки во внешнем слое позволяют использовать изделия при повышенном абразивном износе и агрессивных средах.
Также существуют канаты с одинарной свивкой из круглой проволоки и трёхграннопрядные изделия.